Те, кто знают и
любят романы Агаты Кристи, конечно, не удивятся, когда на зеленой лужайке
перед фасадом Британского музея увидят темно-синий железнодорожный
спальный вагон образца 1920 года. Это один из вагонов того самого
«Восточного экспресса», по имени которого назван, может быть, самый
популярный роман известной английской писательницы. В него можно войти,
осмотреть всю роскошь и комфорт, в которых путешествовали герои этого
романа — 12 человек, связанные одной тайной, собравшихся здесь, чтобы
убить сумевшего уйти от законного наказания преступника. Вагон «Восточного
экспресса» — это как бы пролог к небольшой выставке, расположенной во
вутренних помещениях музея и приуроченной к 25-летию со дня смерти
писательницы. Его присутствие здесь напоминает о хорошо известной части
биографии Кристи — о ее писательской деятельности. Сама же выставка
посвящена тому, что известно гораздо менее: ее работе в качестве археолога
и фотографа во время путешествий по странам Востока. Отсюда подзаголовок
выставки — «Тайны Месопотамии». В висящих на стенах выставочных залов
экспликациях даются отрывки из автобиографии Агаты Кристи, имеющие
отношение к ее деятельности как археолога. К работе на раскопках ее привел
случай. В 1926 г. она пережила тяжелый кризис: смерть матери, развод с
мужем, последовавшую депрессию. Друзья посоветовали ей совершить
путешествие на «Восточном экспрессе» в страны древнейших цивилизаций, и
осенью 1928 г. с лондонского вокзала «Виктория» она отправилась в Стамбул.
Выставка открывается огромной фотографией вокзала «Виктория» тех
времен, с которого, как и она, начинали свои вояжи многие персонажи ее
романов; здесь же звучит музыка 1920-х, яркие плакаты рекламируют
путешествия в сказочные города таинственного Востока. «Как я люблю вокзал
«Виктория»!» — звучит голос самой Агаты Кристи. После Стамбула она
оказалась в Ираке, где в это время крупнейший английский археолог Леонард
Вулли вел раскопки Ура — главного города шумерской цивилизации и места
рождения библейского Авраама. Здесь она познакомилась к коллегой Вулли
археологом Максом Маллованом, и в 1930 г. они поженились. С тех пор в
течение тридцати лет она сопровождала своего мужа на раскопках. Она
обрабатывала материалы раскопок, фотографировала процесс работ, снимала
фильмы. Месопотамия, Сирия, Египет... В конце концов она стала
профессиональным археологом, не переставая при этом писать детективные
романы. В «Убийстве в Восточном экспрессе» (1932), «Смерти на Ниле»,
«Убийстве в Месопотамии» и др. детективный сюжет развертывается на очень
точно изображенном историко-археологическом фоне. Экспозиция выставки
посвящена главным образом материалам раскопок, в которых принимала участие
Агата Кристи. Но не только. Представленные здесь находки из царского
захоронения в Уре (З-е тысячелетие до н.э.) были обнаружены еще
экспедициями начала и середины 1920-х: знаменитая царская лира из дерева,
золота, ляпис-лазури и перламутра, золотой кинжал и ножны, самый древний
шумерский «штандарт» с изображением людей... Из раскопок Макса Маллована —
великолепная стела царя Ашурбанипала (IX век до н.э.), алебастровый идол
из ассирийской столицы Нимруд (VI век до н.э.), множество ваз и фрагментов
великолепной керамики, предметы из слоновой кости, клинописные глиняные
таблички и т.д. Археологическую часть экспозиции сопровождают чертежи
и планы раскопок, реконструкции шумерских зиккуратов, ассирийских дворцов;
здесь же рабочие дневники М.Маллована и многое другое. Удачным дополнением
к выставке стали несколько демонстрируемых в ее залах короткометражных
документальных фильмов и множество фотографий, сделанных самой Агатой
Кристи во время раскопок и путешествий по древним городам (помимо всех
прочих своих талантов, Агата Кристи была еще и профессиональным
фотографом). В последнем разделе — книги Агаты Кристи в переводах на 40
языков, в том числе и на русский. Конечно, известность Агаты Кристи
как археолога не идет ни в какое сравнение с ее писательской известностью.
Но выставка дает представление о том, насколько эти две стороны ее
профессии были связаны между собой. И не только потому, что в сюжеты
многих ее детективов вплетаются сцены быта археологов, что действие их
часто развертывается на фоне экзотических городов и стран. Интереснее
другое: насколько методы археологического исследования помогали
писательнице в ее литературном творчестве — методы скрупулезного изучения
материала, необходимости по черепкам и фрагментам восстанавливать целые
пласты скрытых от нас эпох и разгадывать тайны ушедших времен. Ведь именно
так распутывал хитросплетения разных преступлений ее главный герой —
Эркюль Пуаро. Очевидно, в профессиях археологи и детектива можно найти
много общего.
Источник: Русская мысль", Париж, N 4390, 04
января 2002 г.
На
главную |